Древняя наука Аюрведа

Древняя наука Аюрведа о здоровой, гармоничной жизни.

Аюрведа – это древняя наука о здоровой долгой жизни, в которой главным фактором благополучия считается единство тела, органов чувств и движения, ума и души (Чарака Санхите ок. 1000г. до н.э.).

Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай.

 

Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония.

Аюрведический трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н.э. лег в основу трактата тибетской медицины Джуд Ши. На Тибет Аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал аюрведист.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические, тексты переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры. Арабским переводом аюрведического трактата «Аштанкар» пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании знаменитого «Канона врачебной науки».

В дальнейшем, тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

К середине XX в. традиционная индийская аюрведическая медицина приобрела популярность на Западе, а к концу XX в. и в России. В Соединенных Штатах Аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы; в Израиле — в колледже Ридман. Базовые процедуры Аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.

В настоящее время Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей.

Аюрведа как наука о здоровье и гармонии.

В Аюрведе внутренний мир человека тесно связан с его физиологией, душевное состояние с состоянием физическим. Болезнь по аюрведическим законам — это отсутствие гармонии души и тела.

С точки зрения Аюрведы, человек состоит из 5 стихий-первоэлементов – воздух, вода, земля, огонь и космос. Равновесие всех этих стихий называется«Пракрити». Состояние Пракрити — это состояние идеального здоровья.

Проявление стихий в человеке можно сравнить с делением на психотипы — кто-то больше похож на флегматика, а кто-то быстр и горяч, как холерик, кто-то умеет так грустно вздыхать, как настоящий меланхолик, а кто-то подвижен и любознателен как сангвиник. Очень сложно найти человека, в котором не были бы перемешаны все психотипы понемногу, но какой-то один, как правило, преобладает.

Так же и в Аюрведе – в идеале, человек должен жить в гармонии всех 5 стихий, но какая-либо из них может быть преобладающей от рождения.

В Аюрведе определено три основных типа (доши) человека и его конституции: вата, питта и капха. Понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела или его характер. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, склонности и темперамент человека.

Вата – это воздух. Питта – это огонь и вода. Капха – это вода, земля и космос. В каждом человеке есть и вата, и питта, и капха, просто что-то одно выражено более явно. Все они находятся в балансе друг с другом.

Окружающий мир с его стрессами, заботами и т.п. воздействует на человека постоянно, изменяя его физическое (Доши) или психо-эмоциональное (Гуны) состояние. В этом случае баланс стихий-первоэлементов меняется. Человек постепенно выходит из гармонии и равновесия своих дош – ваты, питты и капхи. Это состояние называется «Викрити».

Цель технологий оздоровления Аюрведы — гармонизировать Викрити до Пракрити, вернув человека в его индивидуальное состояние гармонии и баланса.

Патологическое нарушение равновесия ваты, питты и капхи – это и есть основная причина отклонения в здоровье по Аюрведе.

Чем Аюрведа отличается от других систем оздоровления

Аюрведа, как система здоровья базируется не на диагнозе и поиске отдельного отклонения, а на выявлении заболевания в стадии тенденции к нарушению здоровья, т.е. в самом его зародыше.

С точки зрения аюрведического врача, не может быть много питты и совсем не быть капхи, а вата быть сама по себе, т.к. они все взаимосвязаны друг с другом. Может быть дисбаланс между этими состояниями, который и будет первопричиной отклонений здоровья человека.

В норме у человека не должно быть явных патологических перекосов в ту или иную дошу. Аюрведический врач диагностирует патологическую активацию какой-либо доши и подбирает терапию не для её «лечения», а для гармонизации и уравновешивания состояния человека в целом.

Именно этим принципиально аюрведическая медицина отличается от европейской. На Западе ставят диагноз, привязанный к нарушению здоровья отдельной системы, а в Аюрведе будут рассматривать заболевание как часть целого нарушения гармонии в работе организма.

Таким образом, Аюрведа — это, в первую очередь, наука о комплексном подходе к здоровью человека, к его благополучию физическому и духовному, к его образу жизни и мировоззрению.

Каждый, кто начнёт изучать и применять это знание, может получить свой результат в зависимости от приложенных усилий и стараний. То, что результат получит каждый человек, начавший применять знания Аюрведы на своём опыте, не вызывает сомнения, т.к. система, не приносящая результатов своим последователям, не просуществовала бы более 5000 лет.

Делитесь с друзьями, если понравилось:

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Самое популярное в сети:

Загрузка...

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *