Тайна острова Буян

Пушкин – кто он все-таки пророк или просто человек, адекватно оценивавший всю полноту окружавшей его информации. «Сказка – ложь, да в ней намек…» красной линией проходит через все его творчество. Но что же он намекал и почему именно намекал, а не говорил нам прямым текстом.

Отказавшись от прозы и выбрав для своих произведений стихотворную форму, он тем самым как бы заверился в том, что они не будут случайно или сознательно искажены потомками. Ведь куда более сложно вырвать слово из ритма стиха, нежели из свободной прозы. Что же хотел сказать поэт, повествуя об острове Буяне в его цикле русских народных сказок.

Случайно или нет, величайший русский поэт упоминал об этом острове в своем творчестве? Ответ на этот вопрос нужно искать в биографии главной музы поэта, его няни Арины Родионовны. Сегодня большинство населения России, уже со школы знают, что она была его наставницей и вдохновительницей, но мало кто, кроме биографов поэта представляет себе, что это была за женщина.

А между тем если бы не она, то мир мог и не узнать ни о царе Салтане, не об острове Буян, ни об удивительном мире Владимирской Руси описанной в поэме. Об этом Дмитрий Соколов рассуждает в своей статье.

Родилась няня поэта 10 апреля 1758 года в деревне Лампово под Великим Новгородом в семье северных поморов. Именно здесь с древнейших времен в устной форме смогли сохраниться уникальные дохристианские сказания о Русской Земле ее истории и народах населявших дохристианскую Русь.

Причем, то обстоятельство что на протяжении нескольких веков деревня переходила из Шведского подданства в русское и обратно, лишь усилило внутреннее желание селян сохранить свою культуру и древние предания в первозданном виде.

Скорее всего, юную Аринью, именно так звали няню поэта на самом деле, избрали хранительницей традиции и уже в последствии, когда она стала няней Александра Сергеевича, ее рассказы вдохновили его на создание тех удивительных образов, которые мы можем прочесть на страницах его книг.

Так сложилось, что Арина Родионовна смогла донести до поэта сказания об острове Руян и его удивительных храмах. А, учитывая тот факт, что Новгород по преданию основали варяги и переселенцы с южной и восточной Балтики, после прихода туда немцев, лишь усиливает догадку, что под островом Буян Пушкин понимал именно современный Рюген.

Сегодня сказки Пушкина настолько заинтересовали исследователей, что уже философы, историки и психологи пристально изучают его произведения. Но особенный интерес вызывает сказка о Царе Салтане, поскольку в ней связь с историческим островом Руян просматривается на каждой странице.

Так дорога к острову: «Мимо острова Буяна к царству славного Салтана», это ни что иное, как знаменитый путь «из варяг в греки» и дальше на восток к Византии, находившейся к моменту захвата острова датчанами под властью турецкого султана.

Так и тридцать три богатыря являются калькой с трехсот воинов храма Свентовита, охранявших остров от врагов, даже тот факт, что тридцать три богатыря являются братьями подчеркивает, связь воинства и братства храма Свентовита на Руяне.

Позднее традиция по охране города именно тремястами воинами была перенесена в Великий Новгород, в котором верховная власть принадлежала не вечу, как это принято думать, а именно высшему совету из трехсот воинов, которым подчинялся посадник, князь и епископ.

Они принимали все важнейшие решения в Новгородской республике и только потом они выносились на утверждение вечем. Очевидно, что Пушкин знал гораздо больше, чем хотел сказать и если сказка о царе Салтане поддается сравнительно легкой расшифровке, то строить предположения о том, что скрывается за фасадом сказки о золотом Петушке предполагать очень не хочется.

В наше время, после того, как Генрих Шлиман обнаружил Трою, а с экранов кинотеатров не сходят археологические блокбастеры, посвященные легендарным Индиане Джонс и Ларе Крофт, многие исследователи стараются найти подтверждения существованию той ли иной религии. Но не успели пройти одна за другой несколько экспедиций на Арарат в поисках Ноева Ковчега, как исследователи заспешили на поиски секретной камеры под Сфинксом и так до бесконечности, многообещающие поиски идут, а результата все нет.

Однако, что бы не искали археологи, каждому человеку интереснее всего узнать о судьбе и реальности религии его собственного народа. В России это много веков подряд передающаяся из уст в уста, воспетая А.С. Пушкиным, народными песнями и заговорами легенда о чудесном острове Буян и волшебном Алатырь камне, исполняющем желания.

Где живут Боги или последний оплот славян

Удивительно, но практически никто из исследователей русского фольклора не пытался найти остров Буян и Алатырь камень на географической карте мира в реальном масштабе времени. Видимо еще со времен прихода Христианства на Русь, легенду об этом острове отнесли в разряд литературных мифов.

Возможно, даже специально некие силы постарались стереть из народной памяти информацию о реальном местонахождении острова, что бы старая религия не смогла помешать новой, покорять русские Земли. А зря, поскольку в иностранных источниках осталось очень много свидетельств о реальном существовании славянского острова с похожим названием.

Как гласит главная легенда, приведенная в Голубиной книге, одной из священных текстов славян: Летела мировая уточка над бескрайним морем океаном и несла в клюве волшебный Алатырь камень. Вдруг небольшой камень в ее клюве стал расти. Не удержала его уточка, выронила в море. Но камень, упав на дно моря, все равно продолжал расти. И скоро над водой показался остров Буян.

А на нем белая Алатырь гора. На которой, полу конь полу человек Китоврас, по приказу Сварога, отца Богов, выбивал копытом искры, каждая из которых потом превращалась в славянских Богов. Так гласит легенда, а как было на самом деле, неужели действительно существует Алатырь камень, остров Буян и в каком море на Земле следует искать это таинственное место?

Многие ученые этнографы, писатели и путешественники пытались найти остров Буян, но ни у кого эти попытки не увенчались успехом, поскольку любая мифологическая история это прежде всего сказка, но основанная на вполне реальных событиях.

Так и с островом Буян, например составитель русского толкового словаря В. Даль вполне справедливо полагал, что Алатырь камень, это прообраз Янтаря, в огромных количествах добывающегося на Балтийском море. Ведь, как гласит его словарь янтарь – в переводе на древне русский означает — “алатырь или алабор”, а Балтийское море в средние века называлось Алатырским.

Учитывая же приставку бел горюч, которую тексты заговоров делают перед Алатырь камнем и внешний вид янтаря, сравнение очень близкое к реальности, тем более, что славяне в средние века селились как раз вдоль всего Балтийского побережья. Но наиболее убедительной выглядит версия историков о том, что истинный остров Буян, это упоминавшийся в русских былинах современный остров Рюген, расположенный в Германии около города, с удивительно русским названием Росток.

Сходство поразительно, как уникальна и история острова. Свое современное название, он получил сравнительно недавно, после того, как окончательно вошел в состав Германии. А до этого на протяжении тысячелетий именовался как Руян, что в переводе на современный язык звучит, как «русский остров».

Населял же его забытый сегодня народ Раны, которые были одними из родоначальников знаменитых варягов, народа воинов, покоривших всю средневековую Европу. Причем, как пишет энциклопедия «История Европы», уже в девятом веке племя Ранов с острова Руян, считалось не только самым бесстрашным на Балтике, но и заставило все близлежащие государства платить им дань.

Например, одно из сильнейших скандинавских государств того времени Дания исправно платило дань Руяну. Однако даже не блестящими воинскими подвигами был знаменит остров и не эти заслуги делают его прототипом легендарного Буяна. Самой главной тайной Буяна не афишируемой по сей день, является город-крепость Аркона.

Дело в том, что одна из главных причин, по которой Раны покорили окрестные народы, была в, том, что их соседи по Балтийскому морю, не без основания считали, что жители Руяна напрямую общаются с … Богами. Которые помогают им в ратных делах, предсказывая поражение или победу, а нередко и сами выступают во главе армии славян.

Аркона – город Храм

Столицей острова был город – храм Аркона, уникальный по тем временам город, обнесенный 10-12 метровой стеной, расположенной на высоком валу, остатки которого сохранись до сегодняшнего дня. Внутри города кроме жилых построек находились прекрасные деревянные храмы светилища посвященные всем славянским богам. Это были великолепные деревянные постройки внутри которых стояли кумиры каждому из главных Богов входивший в пантеон Балтийских славян.

Возможно, это покажется странным, но до 1168 года, Аркона считалась главным культурным, военным и религиозным центром славянской цивилизации державшей в страхе и повиновении все Балтийское побережье, а поклониться Богам ранов съезжались правители большинства европейских государств, поскольку именно заступничество Богов Арконы почиталось превыше всех других, существовавших в то время

Даже дельфийский Оракул в Греции пользовался меньшей популярностью, чем кумир Свентовита, верховного божества славян. Очевидно, именно по этой причине мы много знаем о Греческих, Римских, Египетских, Христианских Богах, но практически ничего не слышали о русских светилищах того времени.

Их популярность была настолько велика, что после крушения Арконы, победители постарались поскорее стереть их образы из памяти народа и самое главное летописей, ведь именно по ним современные историки реконструируют древние события.

А стирать было чего, каждый из храмов города поражал своей красотой и богатством среди них выделялись три главных храма, первый принадлежал Перуну или Перкунасу, как его называли на Балтике. Его кумир был о семи лицах, на единой голове, семи мечах на поясе, и об одном оголенном мече в левой руке, олицетворяя воинские доблести, войну и победы.

Вторым был Бог о пяти лицах без сабель и мечей, его называли Яровитом или Ярилой, олицетворяющий плодородие. И третьим самым большим и главным храмом острова было светилище Свентовита, отца богов, воплощение Рода, единого бога славян от которого по преданию произошли и боги и сами Раны, являясь не людьми, а потомками богов.

Белый конь – предвестник битвы

Основные сведения о храме Свентовита, дошли до нас благодаря записям, оставленным знаменитым средневековым путешественником Саксоном Грамматиком в его книге «История Дании» он не мало места уделяет описанию Арконы и его взаимоотношениям с Данией.

По его словам: «Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур.

В самом храме стоял большой, превосходящий человеческий рост, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две — к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая — налево.

Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги.

Ноги стояли наравне с землей, фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой…».

Существуют легенды, что при храме содержался белый конь, на котором по ночам сам Свентовит выезжал на войну. Причем не редко служители храма, придя утром на службу, с удивлением замечали взмыленную холку коня, как будто действительно кто всю ночь без устали скакал на нем. А уже в двадцатые годы прошлого века немецкий археолог К. Шуххардт подтвердил легенды об удивительном городе-храме.

В 1920 году, он подобно Генриху Шлиману после длительных археологических раскопок обнаружил останки главного храма Арконы, чем полностью подтвердил описание, данное Саксоном Грамматиком.

Позже сведения о светилищах Руяна вошли практически во все известные исторические энциклопедии и сборники, о нем писал Лев Гумилев, его история содержится в энциклопедии «История Средневековой Европы», причем все авторы отмечают огромное политическое и военное влияние, которое Аркона оказывала на Балтийское побережье.

Главный праздник или славянский новый год

Раз в году, в последний день лета, после уборки хлеба, проходила встреча нового года. Ведь этот любимый в народе праздник средневековые славяне отмечали 1 сентября, на котором Свентовит, с помощью жреца отвечал на вопросы славян. Причем ритуалы, сопровождавшие этот праздник в то время, сохранились в каждой русской семье до сегодняшнего дня.

По традиции за день до начала торжеств, старший жрец храма выметал из него веником весь мусор, что символизировало конец года. Так и сегодня все мы убираем квартиру перед новым годом, что бы не взять с собой в новый год проблемы года уходящего.

Далее жрец брал из руки Бога рог с вином и выливал его под ноги божеству, прося у него даровать славянам плодородие и успех в ратных делах на следующий год. Дело в том, что до этого весь уходящий год рог стоял наполненный вином, и если за год вина испарялось мало, то следующий год должен был быть урожайным и счастливым, и наоборот если вина испарилось много, то новый год не предвещал ничего хорошего.

Далее жрец наполнял рог свежим вином и выпивал его, произнося тост за то, что бы приходящий год был урожайным и счастливым для всех славян. Так и мы, за новогодним столом провожаем старый год, и пьем за наступление нового, в точности повторяя древние славянские обычаи.

И, наконец, во второй раз, наполнив, бокал свежим вином жрец оставлял его в руке божества до следующего сентября. Закончив ритуал с вином, помощники жреца выносили огромный пирог в человеческий рост, после чего жрец вставал в центр пирога и спрашивал видного ли его окружающим, а после этого благодарил солнце за удачу в закончившемся году и просил у него поддержки в следующем.

Возможно, именно с этих времен пошла на Руси и в северной Европе традиция любой праздник, заканчивать праздничным пирогом или тортом. После трапезы славяне приступали к гаданиям. Выводили белого коня Свентовита и просили его пройти через символические ворота сделанные из трех копий, похожие на футбольные ворота.

Как только конь, ведомый главным жрецом храма, выходил из «ворот», становилось понятно, чего ждать славянам в предстоящих сражениях. Если конь ступал правой ногой – год обещал быть удачным, а если левой, то грозил бедствиями и неурожаем, а намеченный военный поход всегда отменялся. Этот ритуал положил начало, другой распространенной в России примете дожившей до наших дней, с какой ноги лучше вставать поутру.

Однако не стоит думать, что Аркона славилась только безобидными гаданиями, например, претенденту на королевский престол города, требовалось взобраться по отвесной скале со стороны моря на меловую гору под названием «Королевский трон», возвышающуюся на 180 метров над уровнем моря и только после этого ритуала наследник престола объявлялся королем.

Причем, меловые скалы, окружающие остров, с большой долей вероятности могут являться прототипом знаменитого бел горюч камня Алатырь. Они находятся в море — океане, имеют белый цвет, а в самом городе, который с индоевропейского переводится как «Белая гора» находился главный храмовый комплекс славян. Фактически это место полностью подходит под описание острова Буян данного в многочисленных сказках, былинах и заговорах русского народа.

Неизвестный крестовый поход?

К середине 13 века Аркона и ее храмовые комплексы стали настолько богаты и влиятельны, что на них обратили внимание немецкие крестоносцы. Ведь все кто приезжал за советом к Свентовиту оставляли у него богатые дары. А племена, воюющие под знаменами Арконы, третью часть своей добычи передавали храму.

Да, и сам Свентовит не плохо зарабатывал себе на жизнь. В каждом сражении, в котором участвовали раны от имени Свентовита воевали триста отборных профессиональных воинов на белых лошадях с золотыми поясами, передавая всю свою добычу в случае победы храму Свентовита.

Такое положение дел сильно раздражало Ватикан, которые в Арконе видели одного из своих главных конкурентов, и врагов распространения христианства в северной Европе. Папские епископы даже прозвали остров «седалищем идолослужения». После этого события судьба острова была предрешена и 15 июня 1168 года на город напали рыцари-крестоносцы по приказу датского короля Вольдемара.

После долгой кровопролитной битвы, Аркона пала, но не сдалась. И еще долгие годы после сражения, на острове тлел огонь сопротивления, периодически перерастая в открытые стычки с властями. Именно по этой причине, хотя остров и перешел в юрисдикцию Дании им продолжали управлять славянский король.

Полностью славянское правление на острове пресеклось лишь в 1325 году. После этого остров пошел по рукам: сначала он стал частью Померании, в середине XVII века отошёл к Швеции, а с 1815 года по решению Венского конгресса Рюген стал принадлежать Пруссии. И лишь во времена ГДР, остров был возвращен русским военным, когда там расположилась советская военная база.

Сегодня сложно сказать является ли самый большой остров Балтийского побережья, легендарным островом Буян, но все косвенные доказательства говорят в пользу этой версии. Даже названия окрестных немецких городов имеют русское звучание

История движется по спирали и возможно очень скоро, древние святыни дадут однозначный ответ где, на каком острове и в каком море океане находится бел-горюч камень Алатырь, под которым сокрыта сила могучая которой нет конца…

Источник

Перейти на главную страницу.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Самое популярное в сети:

Загрузка...

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *