По законам Здравы

Всем известно, что былинный богатырь Илья Муромец, чьи подвиги воспеты в народном эпосе, тридцать лет и три года «сиднем сидел в селе Карачарово». А помните ли вы, кто вернул ему силы? Кто исцелил от страшного недуга?

11

Если верить былинам, то были «калики перехожие», которые дали Илье испить «чарочку питьица медвяного» — после чего богатырь встал, расправил плечи и отправился крушить врагов земли русской…

Лекари или чародеи?

В конце XVIII – XIX веках «каликами» называли паломников по святым местам, странствующих проповедников, а также слепых старцев, слагающих духовные стихи.

Однако в более ранние, «былинные» времена калик описывали совершенно иначе. Они представлялись молодыми людьми, наделенными недюжинной силой – как физической, так и духовной. Порой среди них встречались и старцы, но никак не убогие и немощные.

«С телесной силой соединяется в каликах, по былинам почти постоянно, духовная сила. Это какие-то чародеи, у которых сила мышц есть выражение силы духа», – писал известный славист, академик Срезневский.

Согласно многим древним источникам, калики были людьми образованными, мудрыми, обладающими особыми способностями и сакральными знаниями. Именно такие молодцы (а может быть, старцы) поставили на ноги Илью Муромца, да еще и сверхсилой его наделили.

Существует версия, что калики – потомки волхвов, хранящие тайные знания предков. Которые, кстати, вопреки распространенному мнению, умели не только отвары готовить и зубную боль заговаривать. Древние славяне лечили переломы, вывихи и растяжения, успешно исцеляли воинов от ран, при помощи травяных настоев и отваров, особых заговоров и ритуалов побеждали самые разные недуги.

Долгое время почему-то считалось, что народные методы врачевания наших предков были довольно примитивными. Однако исследования доказывают, что это совсем не так.

Древнеславянское искусство исцеления являло собой целую систему, основанную на принципах гармонии с миром. Действительность представлялась как взаимосвязь трех уровней бытия – Прави (или мира богов), Яви (мира людей) и Нави (царства предков).

Если человек жил в согласии с законами богов, людей и духов, ему ничто не угрожало. Но если где-то происходил сбой, рушилась вся система.

Непочтительное отношения к высшим силам или предкам, пренебрежение общепринятыми ценностями – словом, любое нарушение гармонии приводило к разбалансировке и оборачивалось проблемами на ментальном, духовном и физическом уровнях. Восстановить гармонию, целостность человека и мира – это и было главной задачей волхвов.

Семь секретов здоровья

Сейчас очень много говорят о здоровом образе жизни, пытаются вывести своего рода формулу активного долголетия. А ведь наши предки прекрасно знали о том, как сохранить ясность ума, бодрость духа и отличное самочувствие.

Для этого необходимо избегать семи Навей: боли, холода, дефицита пищи и воды, недостатка сна, отрицательных эмоций (самой пагубной из них считалась обида), сдерживания естественных потребностей.

А также нельзя предаваться семи Явям, к которым относится наслаждение, избыток тепла, слишком долгий сон, чрезмерное употребление еды и питья, лесть и бесконтрольное следование инстинктам.

Естественно, поддерживать дух и тело в идеальном балансе удавалось не всем и не всегда. К тому же, нельзя забывать и о внешних факторах, негативно влияющих на здоровье, таких как эпидемии, неурожай, войны.

Впрочем, благодаря мастерству волхвов (а позднее – знахарей и целителей), наши предки справлялись с любыми напастями. Самые распространенные (и самые древние) способы борьбы с недугами – это специальные обряды и ритуалы. Для исцеления больных волхвы связывались со стихиями, призывали на помощь духов и силы природы, использовали заговоры и заклинания.

Вот, например, один из древнейших ритуалов, дошедший до наших дней. Он применялся и для исцеления конкретного человека, и для избавления рода от эпидемий, и для укрепления здоровья.

Ранним утром (желательно, чтобы день был ясным и солнечным) на лесной поляне выкладывался круг из камней. Волхв заходил в центр этого круга и, обратившись лицом на восток, просил Солнце, Землю или иные Силы избавить своего сородича от напасти. Часто в руках мага была чаша с водой: во время обряда она заряжалась позитивной энергией.

По окончании ритуала, «живую воду» использовали для приготовления целебных снадобий или же просто в чистом виде давали больным – и те, если верить современникам, избавлялись от самых разных хворей!

Современные исследователи уверены, что древнеславянские волхвы отлично разбирались в свойствах природных веществ и растений, умели готовить лечебные отвары, успешно применяли гипноз, могли исцелить от ран самого разного происхождения, избавляли людей от ревматизма, радикулита, зубной и головной боли, помогали обрести душевное равновесие, нормализовать давление и работу всех органов.

Согласно отдельным источникам, они проводили полостные операции, владели хиропрактикой и мануальной терапией. И были прекрасно осведомлены о свойствах воды, знали, что она является носителем информации. А значит, с ее помощью можно и навести, и изгнать болезнь. Чтобы укрепить здоровье и победить недуги, на воду читали особые наговоры.

Например, такой:

«Боль-хвороба из чужого короба, откуда пришла, туда бы пошла. Кто тебя послал, по тебе заскучал. Тебя заклинаю, назад отсылаю, за синие реки, за высокие горы, туда, где тебя не найдут заговоры. Вернись к пославшему, горя не знавшему, с ним оставайся и не возвращайся». Затем следовало поклониться воде, отпить десять глотков, а все, что осталось, вылить на себя.

С лёгким паром!

Во многих племенах самыми действенными методами оздоровления считались банные ритуалы. Да и вообще, сама баня была для наших предков особым, практически сакральным местом – чистым и нечистым одновременно.

Чистым – поскольку здесь человек очищался и душой, и телом. Нечистым — потому что баня считалась своего рода границей между миром живых и миром мер­твых. Накануне больших праздников баню топили для умерших предков – естественно, в такие моменты живым в бане делать было нечего.

Впрочем, и в обычные дни посещение бани считалось довольно опасным занятием (вероятно, поэтому славяне не любили ходить в баню в одиночку). Люди верили, что по ночам в гости к банному духу наведывается всякая нечисть. Да и днем с Банником следует вести себя почтительно и осторожно – не кричать, не браниться, иначе он разгневается.

Существовали особые дни, когда всем полагалось париться в бане: после празднования Масленицы, в Чистый четверг, накануне Ивана Купалы. А также при недомогании или дурных предчувствиях и в моменты важных жизненных событий – перед дальней дорогой, крестинами, свадьбой и так далее. После свадьбы молодых также отправляли в баньку. Здесь обычно проходили и роды.

Кстати, женщины оставались в бане в течение нескольких дней после рождения ребенка, поскольку все это время считались «нечистыми». Хотя существует и современное, абсолютно логичное объяснение этому странному обычаю: медики утверждают, что воздух в парной обладает великолепными антисептическими свойствами – не хуже, чем в полностью дезинфицированной операционной.

В бане стригли волосы и ногти: славяне считали, что эти частички тела хранят информацию о хозяине, поэтому избавляться от них нужно исключительно в «чистилище». После стрижки их никогда не выбрасывали, а закапывали (иногда произнося при этом особые заклинания – дабы исцелиться от недуга или избавиться от сглаза). Порой волосы и ногти больных сжигали или скармливали скоту – так недуг покидал человека и переходил на животное.

В канун Ивана Купалы было принято собирать травы и коренья и заготавливать банные веники: считалось, что именно в это время растения обладают особой силой. В Купалов день пол бани устилали травами и цветами, а парились вениками из ивы, рябины, калины, черемухи, березы, ольхи, липы, смородины, связанными вместе с целебными травами.

А чтобы усилить целебный эффект, произносили специальные заговоры:

«Батюшко, Царь-Огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок-пылок, обжигаешь, палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, тако же я молюся и корюся тебе, батюшко, Царь-Огонь. Жги и спали с раба божия (имярек) всякие скорби и болезни, страхи и переполохи. Да свершится!»

Этот заговор от всех недугов следовало произносить на горячие угли.

В тяжелых случаях, когда человек страдал от серьезных болезней, за дело брались знахари. Они проводили особые, только им известные обряды, причем, не в обычной деревенской бане, а в собственной, знахарской, которая строилась на берегу реки или озера. Здесь же совершались и многие ритуалы посвящения – но это уже немного другая история.

Хорошо забытое старое

Некоторые полагают, что эффективность славянской «магии здоровья» обусловлена не самими ритуалами, заговорами или особыми свойствами растений, но исключительно сверхспособностями волхвов.

Однако это не совсем верно, и, прежде всего, потому, что изначально волшбой и целительством занимались старейшины – самые мудрые и опытные представители рода. Они перенимали и бережно хранили традиции предыдущих поколений, некоторым удавалось привнести в коллективный опыт нечто свое.

Однако нет никаких достоверных сведений, которые бы подтверждали наличие у древнеславянских старцев экстрасенсорных способностей. А вот в более поздние времена знахарями и целителями действительно становились люди, обладающие особыми дарованиями.

В современном русском языке слова «знахарь» и «целитель» считаются синонимами, но для наших предков это были несколько разные «профессии». Знахарями (от слова «знать») называли людей, способных при помощи заговоров и лечебных растений победить недуги, укрепить здоровье, сделать амулет от болезней.

Иногда знахари занимались и ворожбой – могли прогнать нечистую силу или сделать приворот. Очень часто знахарство становилось «семейным бизнесом»: основы мастерства, древние рецепты и заклинания передавались из поколения в поколение: от матери к дочери или же от деда к внуку.

Задача целителя была более сложной: он не только боролся с физическими проявлениями недугов – но, как и древние волхвы, восстанавливал целостность человека, помогал обрести гармонию на всех уровнях бытия.

Славянские целители владели психотехниками и методами энергетического воздействия, знали секреты правильного питания и распределения физических нагрузок. Целители не просто лечили – они помогали людям прийти к согласию с собой, окружающими, высшими силами: считалось, что это самый верный путь к счастью и здоровью.

Такой стиль жизни (или, если хотите, мировоззрение) назывался емким словом «здрава». Известно, что опыт народных целителей лег в основу официальной медицины в период ее становления – возможно, именно это и позволило сохранить некоторые древние знания. Однако за долгие века борьбы с язычеством многое было утрачено.

И лишь теперь мы пытаемся заново открыть для себя простые истины, которые еще тысячу лет назад были известны нашим предкам…

Мария Шаповалова

Перейти на главную страницу.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Самое популярное в сети:

Загрузка...

Related posts:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *