Повелитель молний — визионер Никола Тесла

Никола Тесла — гений науки

Никола Тесла — гений науки, физик, инженер, изобретатель в области электро- и радиотехники. Началось все в раннем детстве, после гибели его любимого старшего брата. Это буквально перевернуло жизнь Николы. Начались невыносимые ночные кошмары.

Повелитель молний - визионер Никола Тесла

Усилием воли мальчик стал замещать жуткие видения другими картинами. Сначала это были картины мира, в котором он жил. Но в какой-то момент неожиданно для себя он стал совершать экскурсии за пределы знакомой реальности.

С двенадцати лет эти видения дополнились вспышками какого-то невидимого для других света.

«Обычно вспышки возникали, когда я оказывался в опасной или мучительной ситуации или сверх меры радостно возбуждался. Порой они перекрывали картины реальных объектов. Казалось, что весь воздух вокруг меня наполнен языками настоящего пламени, а в голове у меня сияет маленькое солнце». 

Сегодня уже известно, что внутренние световые вспышки иногда сопровождают моменты ясновидения и другие подобные феномены. Современные ученые, изу­чающие парапсихологические способности, уже не считают такие состояния патологическими. Выяснилось, что они связаны с особыми – измененными состояниями сознания (ИСС).

Вот как вспоминал Тесла один из случаев погружения в подобное сверхчувствительное состоя­ние:

«Я бился над проблемой несколько лет. Это был вопрос жизни и смерти. Я знал, что умру, если не решу ее. Мой мозг был напряжен до предела, и в какой-то момент случилось немыслимое. Я услышал тиканье часов в трех комнатах от меня. Приземление мухи на стол глухим стуком отдавалось в моих ушах. В темноте я обладал чувствительностью летучей мыши и мог на расстоянии двенадцати фу­тов [3,6 метра] определить местонахождение предмета по особому ощущению – словно мой лоб по­крывался мурашками… Экипаж, проезжавший в нескольких милях от меня, вызывал дрожь, пронизы­вающую все мое тело. От свистка паровоза за двадцать-тридцать миль… боль была невыносимой… Солнечные лучи так давили на мой мозг, что я едва не терял сознание… И вдруг я увидел вспышку, по­хожую на маленькое солнце. В одно мгновение истина открылась мне. Это было состояние абсолют­ного счастья. Мысли шли нескончаемым потоком, и я едва успевал фиксировать их».

С годами интенсивность внутренних вспышек у Теслы нарастала и достигла максимума, когда ему было около двадцати пяти лет. Позднее они стали реже, но полностью так и не прекратились. На 65-м году жизни Тесла писал:

«Эти световые феномены времена­ми все еще появляются, в особенности когда какая-нибудь новая идея высветит неслыханные доселе возможности».

Подобные состояния время от времени испытывают многие творцы. Происходит это, как прави­ло, неожиданно – как и у Теслы в первый раз. Но Тесла со временем научился входить в такое состояние всегда, когда этого хотел. Он утверждал, что может в любой момент начисто отклю­чать свой мозг от внешнего мира. И в этом состоянии к нему приходят «вспышки ­энтузиазма», «внут­реннее видение» и­ «приступы сверхчувствительности».

Он замирал и напряженно о чем-то думал, не замечая никого вокруг. В эти минуты, считал ученый, сознание его проникало в загадочный тонкий мир интуиции.

«Интуиция – это нечто, выходящее за пределы знания. Мы, несомненно, распо­лагаем более тонкой материей, которая позволяет нам постигать истины, когда логические умозак­лючения или любые другие волевые усилия мозга оказываются тщетными». 

 Метод Николы Тесла

Попытки управлять своей волей и внутренними образами развили у Теслы важную творческую способность – то, что сегодня называют «методом Теслы» или «методом прямого видения».

«Когда в семнадцать лет мои мысли серьезным образом настроились на изобретательство, я, к своему удовольствию, увидел, что с величайшей легкостью могу видеть внутренним зрением. Мне не нужны были модели, чертежи или опыты. Я мог столь же реально представлять все это в моем соз­нании». 

Сам ученый называл свой метод «методом материализации творческих концепций». Целенаправ­ленно развивая и умело применяя его, Тесла доводил свои конструкции до совершенства, не прибегая ни к моделированию, ни к натурным испытаниям.

«Таким образом, я, не осознавая этого, подошел к развитию нового метода материализации изобретательских концепций и идей, который радикально отличается от чисто экспериментального и является, по моему мнению, куда более быстрым и эффективным.
Мне не нужны модели, рисунки и эксперименты. Когда у меня рождается идея, я не спешу приступить к практической работе, а начинаю строить прибор в своем воображении. Изменяю конструк­цию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Части возникающих в моем сознании механизмов совершенно реаль­ны и осязаемы в каждой своей детали, вплоть до мельчайших цара­пин и следов износа… И для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Никакой разницы в результатах не будет. Мое устройство неизменно будет работать так, как я это себе представлял. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения. А воплощение на практике сырой идеи, как это обычно делается, является ни чем иным, как потерей энергии, денег и времени».

Он не пользовался математическими операциями в той мере, как это принято сегодня. Ему не нужны были сложные уравнения. Он схватывал главное, суть вещей, принципы. Именно их он прозревал в первую очередь, когда целенаправленно по­гружался в измененное состояние сознания.

Стратегия изобретательства Теслы в корне отличалась от стратегии его современника и главного соперника – знаменитого изобретателя Томаса Эдисона (1848–1931).

Какое-то время они работали вместе, но потом расстались из-за взаимного неприятия. Слишком уж разными были эти люди. Взять хотя бы их подход к изобретательству. Тесла, как правило, приносил мастерам чертежи уже тщательно продуманной и мысленно испытанной конструкции.

Эдисон же спе­шил воплотить свои и чужие сырые идеи в материальной форме и только потом начинал доводить их до нужного качества. Он являлся принципиальным приверженцем «метода проб и ошибок» и был убежден, что«изобретение – это один процент вдохновения и девяносто девять – пота».

Тесла видел причину такого подхода прежде всего в недостаточной грамотности великого экс­периментатора:

«Имея слабые познания в математике, Эдисон опирался главным образом на продол­жительные и трудоемкие опыты». К примеру, подбирая материал для нити в электрической лампоч­ке, Эдисон целых четырнадцать месяцев испытывал различные металлы и сплавы для того, чтобы найти наилучший. Тесле подобный метод представлялся крайне примитивным. Уже после смерти Эди­сона он с горечью и сожалением вспоминал: «Если бы ему [Эдисону] надо было найти иголку в стоге сена, он бы не стал думать, в каком месте ее лучше искать, а с лихорадочной добросовестностью пчелы немедленно принялся исследовать соломинку за соломинкой, пока не нашел бы то, что искал… Глядя на его опыты, я почти жалел его, зная, что немного теории и расчетов сэкономили бы ему 90 процентов усилий…»

Тесла, возможно, был излишне требователен к Эдисону – ведь мало кто способен пользоваться «методом Теслы», аналогов которому история науки вообще не знает.

Впрочем, была и другая причина взаимной неприязни этих великих людей. Когда-то, еще прожи­вая в Европе, молодой Никола почти боготворил Эдисона – в то время уже самого плодовитого изобре­тателя на планете. Да и в Новый Свет он стремился в основном ради того, чтобы оказаться рядом со своим кумиром. Реальность обернулась удручающей прозой.

Человек высокой европейской культуры, владеющий восемью языками, знаток литературы и искусства, музыки и поэзии, блестящий собеседник, очень мягкий и скромный в общении, Тесла был по­ражен грубостью «Земли Блестящих Возможностей» (как он называл Соединенные Штаты), низкой культурой и корыстолюбием американцев. Славянин, традиционно открытый нуждам и бедам других людей, в первые годы жизни в Америке он щедро делился своими идеями и замыслами. Вот как вспо­минал о Тесле Уильям Диксон, один из сотрудников и биографов Эдисона:

«Уже тогда Тесла проявлял задатки гения… Он воодушевлял нас, делая быстрые наброски многочисленных проектов, или заставлял со­чувствовать, рассказывая о своей родине… При этом, как большинство обладателей Божьего дара, он был чрезвычайно тактичен и всегда был готов помочь советом или делом любому члену команды».

Совсем другим человеком оказался Эдисон. Истинный американец, талантливый вы­думщик, прагматичный хитрец, мошенник-виртуоз, он не брезговал никакими средствами, чтобы от­теснить конкурентов. Как вспоминал Тесла,

«единствен­ным критерием успеха для Эдисона была проверка рын­ком… Все, что он делал, было сориентировано в данном направлении… В его духе было обещать огромное возна­граждение, чтобы заставлять людей работать за мизер­ную оплату». 

Эдисон даже не пытался скрывать своих циничных принципов:

«В торговле и промышленности воруют все… Я сам много украл. Но я знаю, как красть…» 

И при этом надменно добавлял, что ему вовсе не надо делать все са­мому, поскольку за деньги он может нанять любого мате­матика, инженера или изобретателя.

Умелый «внедренец» своих, а еще больше чужих идей, Эдисон почуял в наивном сербе с горящими глазами перспективного инженера. Но прошло совсем немного времени, и он понял: дарить ему свои изобретения Тесла не собирается. Более того, в изобретателе переменного тока Эди­сон, все работы которого базировались на постоянном токе, почувствовал опасного конкурента. И то­гда великий Томас повел себя, мягко говоря, не очень достойно: он организовал настоящую обструкцию идеям переменного тока и их автору. Дошло до того, что миллионер Эдисон не погнушался обмануть молодого ученого на 50 тысяч долларов. Тесла, оставшийся без малейших средств к существованию, покинул своего бывшего кумира.

 Внутренний экран Теслы

Сказать, что Тесла был баловнем судьбы и что ему все давалось без особых усилий, значило бы погрешить против истины.

«У меня была настоящая мания доводить до конца все, за что бы я ни брался, и это зачастую доставляло мне трудности». 

С девятнадцати лет и до конца жизни он спал не более двух часов в сутки. И при этом работал до изнеможения.

«Технические решения сами приходят мне в голову… Я совершенно вымотан, но не могу прекратить работу. Мои эксперименты так важны, так прекрасны, так удивительны, что я с трудом могу оторваться от них, чтобы поесть. А когда пытаюсь уснуть, то все время думаю о них. Полагаю, что буду продолжать, пока не упаду замертво».

Но даже при такой творческой одержимости и работоспособности успехи Теслы были бы намного скромнее, если бы не его «метод прямого видения». Размышляя над этим феноменом и осознавая его значимость, ученый пришел к выводу, что вспышки внутреннего света, так пугавшие его в юности, являются предвестниками творческого озарения, суть которого – в подключении к миру идей и восприятии из него неких идеальных форм.

Как предполагал Тесла, восприятие это происходит не глазами, а непосредственно мозгом, и лишь затем в виде образов проецируется изнутри на сетчатку глаза.

«В ответ на образ, возникающий в мозгу вследствие работы мысли, в сетчатке глаза возникает ответное рефлекторное возбуждение, которое превращается в картинку», – писал он в 1893 году. Видимые картины появляются на своеобразном «внутреннем экране». Вглядываясь в него, изобретатель работал уже с виртуальными образами конструкций: мысленно доводил их до совершенства, заставлял функционировать или, как он выражался, «жить». 

Мечтой Теслы было сделать «внутренние картинки мозга» видимыми для других людей. По свидетельству друзей, с этой целью он не только исследовал излучения, идущие из глаз человека, но и экспериментировал с фотографированием мыслей и даже разрабатывал устройство, проецирующее «внутренние картинки» на внешний экран. Результаты этих исследований неизвестны, но сегодня у идей Теслы нашлись последователи.

Так, исследователю Геннадию Крохалеву из Перми в 1970-е годы неоднократно удавалось фотографировать довольно четкие образы, излучаемые глазами людей. Работают в этом направлении и японские ученые. Они уже создали высокочувствительный экран, на котором, когда кто-то пристально смотрит на него, возникают контуры изображений или людей.

Благодаря работе с внутренними зрительными образами появлялись многие изобретения и открытия Николы Теслы. Но – вот парадокс! – ученый полагал, что лично он ничего не создает, не творит, что он – лишь проводник неких идей.

«Каждая возникающая у меня мысль вызывается некоторым воздействием извне. Не только мысли, но и все мои действия возникают подобным образом».

Все уже существует в мире идей, утверждал ученый, – надо просто это увидеть, рассмотреть и воссоздать на вещественном плане.

Перейти на главную страницу.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

Самое популярное в сети:

Загрузка...

Один комментарий

  1. Творческой одержимости и работоспособности Теслы можно позавидовать. Недаром говорят:»Гений — это талант + труд!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *